Форум » Тренеры и хореографы » Тамара Николаевна Москвина » Ответить

Тамара Николаевна Москвина

КсюКо: В связи с переездом на новую платформу,фото выкладываются тут! Знаменитый тренер, подаривший миру незабываемые чемпионские пары Тамара Дата рождения: 26 Июня 1941 Место рождения: Leningrad Место проживания: Saint Petersburg Вид: парное катание Бывший партнер: Alexei Mishin Бывший тренер: Igor Moskvin * Работает в тандеме с мужем Игорем Москвиным * Окончила музыкальную школу по классу фортепиано * Кандидат педагогических наук, в последствии доцент * Награждена несколькими орденами, в числе прочихОрден «За заслуги перед Отечеством» III степени, Орден Дружбы народов, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации Знаменитые ученики - Elena Valova & Oleg Vasiliev - Artur Dmitriev & Natalia Mishkutenok - Artur Dmitriev & Oksana Kazakova - Yelena Berezhnaya & Anton Sikharulidze - Yuko Kawaguchi & Alexander Smirnov

Ответов - 33, стр: 1 2 All

Санура: «Ночь» на Пятом Тамара Москвина Зависят ли оценки фигуристов от того, под какую музыку они выступают? Почему тренеры так неохотно идут на эксперименты в подборе музыкального сопровождения? Об этом и многом другом Алексей Гориболь беседует с известным российским тренером по фигурному катанию Тамарой Москвиной. http://www.5-tv.ru/programs/broadcast/503446/

Asha: ой, это уже было? могла бы посмотреть)))

Санура: Asha пишет: ой, это уже было? могла бы посмотреть))) не поняла


Санура: «В Ванкувере должны выиграть немцы» 01-07-2009 Знаменитый тренер Тамара Москвина рассказала «НВ», как ее ученики готовятся к Олимпиаде и есть ли у них шанс завоевать медали На дворе лето, но это не означает, что у представителей зимних видов спорта наступил отпуск и они нежатся на солнышке. Пашут уже так, что семь потов сходит независимо от температуры за окнами. Счет до февральской Олимпиады в Ванкувере уже пошел на месяцы. И может так случиться, что именно в Канаде многолетняя золотая гегемония советских и российских спортивных пар в фигурном катании прервется. Главная надежда нашей сборной – дуэт Юко Кавагути и Александра Смирнова. Впрочем, тренер фигуристов Тамара Москвина убеждена, что еще рано делать прогнозы. – Тамара Николаевна, почти вся сборная России по фигурному катанию отправилась в Сочи на сбор, а вы остались в Петербурге. Отбиваетесь от коллектива? – Мы составили план тренировок на весну и лето задолго до того, как появилась идея провести сбор в Сочи. Ничего плохого в тренировках в Краснодарском крае я не вижу, но в наше расписание они не вписывались. Если бы мы туда поехали, ребята остались бы без отпуска. Думаете, что это нужно перед олимпийским сезоном? Я думаю, что они и так хорошенько отдохнуть не успели. – Тем не менее готовиться вы будете не только в Петербурге. Вот в Америку на три недели уедете. Туда же подался со своими учениками и Олег Васильев. Вас в родном городе условия не устраивают? – Все устраивает. Сейчас у нас прекрасные условия, хорошие катки. Зачем Васильев поедет в США, не знаю, это лучше у него спросить. А мы едем потому, что Юко и Саше нужно поработать с танцевальными специалистами, потренировать скольжение, переходы. У нас ведь в подготовке задействовано очень много людей. В прошлом сезоне привлекали имиджмейкера. И многие потом отмечали, как ребята изменились в лучшую сторону. В этом году с нами сотрудничает преподаватель по актерскому мастерству. – Слышала, что вы даже книжки покупаете Юко с Сашей? – Не только им. Я и раньше старалась заниматься образованием учеников. Если в магазине натыкаюсь на книгу о том, как стать лидером, как контролировать эмоции, всегда покупаю. Очень люблю серию «Жизнь замечательных людей». Не подумайте, что я заставлю их читать, а потом экзаменую по содержанию. Я либеральный тренер. Но если они просмотрят хотя бы пару страниц и это им как-то поможет, буду считать задачу выполненной. – До Олимпиады осталось чуть больше полугода. Не боитесь, что ученики не справятся с задачей и золото впервые за долгие годы уедет в другую страну? – Что толку бояться? Работать надо. Сейчас говорить о прогнозах еще довольно рано. Конечно, по логике последних олимпиад выиграть в Ванкувере должны немцы Алена Савченко и Робин Шолковы. Они последние два года на вершине, хотя катаются не всегда уверенно и стабильно. Есть сразу три китайские пары, претендующие на высокие места. Слышала, что возвращаются чемпионы мира Шэнь Сюе и Чжао Хунбо. Канадцы постараются у себя на родине выиграть какую-нибудь медаль. Да, сейчас общественное мнение складывается не в пользу Юко и Саши. Но вспомните, как олимпийским чемпионом стал Алексей Урманов. Кто до Игр мог сказать, что он выиграет? Думаю, что мало таких найдется. А ведь смог! Причем благодаря своему катанию, а не судейским решениям. Так что все возможно. – Чем ближе Олимпиада, тем больше давления будут испытывать фигуристы. Будете их как-то ограждать от этого? – К нам всегда было приковано внимание. Сейчас на дворе лето, а у меня уже несколько встреч с японскими журналистами. Приезжают только ради интервью с нами. Представляете, что будет зимой? Конечно, я буду ограничивать общение ребят с прессой. Но это не значит, что они будут заперты в четырех стенах. Нужно смотреть по ситуации. Иногда интервью придает сил спортсмену. Фигурист понимает, что им интересуются, что он кому-то нужен. А иногда беседа отнимает сил чуть ли не больше, чем тренировка. – В Ванкувер поедет ваша пара и ученики Олега Васильева Мария Мухортова и Максим Траньков. У обоих дуэтов не лучшие шансы на золото. Не было мысли объединиться с Васильевым, взять его к себе помощником? – Зачем ему идти ко мне в помощники? Он уже воспитал олимпийских чемпионов. Вполне самодостаточный человек и тренер. Да и наш дуэт с Игорем Борисовичем (Москвиным, супругом Тамары Николаевны. – Прим. ред.) тоже вполне непобедим. – Финансовый кризис на вас как-то отразился? – Мы сотрудничали с одним московским банком. Сначала нам резко урезали всякую помощь, а затем банк и вовсе прекратил свое существование. Но мы не стоим на месте. Я уже нашла нового спонсора. Теперь это петербургский транспортно-логистический комплекс. У них дела, в отличие от банков, идут хорошо. – Каким был ваш первый опыт общения со спонсорами? – Дело было в США перед Олимпиадой 2002 года. Мы тогда с Еленой Бережной и Антоном Сихарулидзе жили и готовились к соревнованиям в Америке. Ребята участовали в показательных выступлениях, получали неплохие деньги. А я искала спонсора. В итоге с помощью нашего консула вышла на компанию, которая занималась бриллиантами. Мне пообещали, что поддержка будет очень хорошей. Я, довольная, шла на встречу и думала: сколько же мне попросить на первое время? Остановилась на сумме в десять тысяч долларов. Едва я вошла, как наш благодетель протягивает нам уже приготовленные чеки на Лену и Антона. Каждый по тысяче долларов. С этой суммы ребята потом еще и налог заплатили. Но у меня на лице ни один мускул не дрогнул – дареному коню в зубы не смотрят. // Беседовала Елена Язева

КсюКо: Как же мне нравится Москвина!!!тренер по призванию, с таким тренером, как за стеной!

Asha: шапка готова

Санура: ПО ВТОРНИКАМ С Еленой ВАЙЦЕХОВСКОЙ Игорь МОСКВИН: "НИКОГДА НЕ СЧИТАЛ, ЧТО МЫ С ЖЕНОЙ КОНКУРЕНТЫ" ДОСЬЕ "СЭ" Игорь МОСКВИН Родился 30 августа 1929 года в г. Бежецы Брянской области. Заслуженный тренер СССР по фигурному катанию. Первый советский фигурист, который принял участие в чемпионате Европы (1956 год, партнерша - Майя Беленькая). Трехкратный чемпион СССР в парном катании (1952 - 1954). Знаменосец олимпийской команды на церемонии закрытия Игр-1964 в Инсбруке. Личный тренер первых советских олимпийских чемпионов Людмилы Белоусовой и Олега Протопопова (1964). Другие ученики: Юрий Овчинников, Игорь Бобрин, Игорь Лисовский, Владимир Котин (одиночное катание). Тамара Москвина/Александр Гаврилов, Тамара Москвина/Алексей Мишин, Ирина Воробьева/Александр Власов, Ирина Воробьева/Игорь Лисовский, Людмила Смирнова/Андрей Сурайкин, Марина Ельцова/Андрей Бушков, Лариса Селезнева/Олег Макаров (парное катание). Живет и работает в Санкт-Петербурге. Жена - заслуженный тренер СССР Тамара Москвина (Братусь). Две дочери. ============================== Быть тренером - тяжелая работа. Быть женой незаурядного тренера - нечеловеческое испытание. Но еще тяжелее, если твоя жена - тоже тренер и всю жизнь стремится доказать, что она оказалась хорошей ученицей. Супружескому союзу Тамары и Игоря Москвиных уже 45 лет. Хотя на самом деле вместе они гораздо дольше: с того самого момента, как в 1957-м 16-летняя фигуристка пришла в группу уже известного в Санкт-Петербурге тренера. 30 августа Игорю Борисовичу исполняется 80. За неделю до этого события я приехала в Питер - навестить звездную пару. Наблюдая из-за стекла дворца спорта "Юбилейный", как Игорь Борисович неторопливо направляется ко входу, я вспоминала слова Москвиной: - Игорь всегда был очень элегантным мужчиной. Я знала, что к нему неравнодушны женщины, что они им восхищаются, да и сама восхищалась. Доверяла ему и очень дорожила тем, что со мной рядом такой человек. Не так давно слушала передачу, где один известный режиссер сказал, что не считает семью ценностью. Я же всегда считала иначе. И Игорь так считал. Наша семья - та самая сфера, в которой мы побеждаем любой другой семейный тренерский дуэт. МАКСИМАЛИСТ Лет пятнадцать назад, когда мы с Игорем Борисовичем разговаривали на каких-то соревнованиях о фигурном катании, он сказал: "Я много лет серьезно занимался парусом. Там бывают ситуации, когда ты можешь спровоцировать соперника на нарушение правил, сделать так, что он будет дисквалифицирован. Но и соперник знает, что ты можешь его поймать, и сам, в свою очередь, старается поставить тебя в такое же положение. Это в какой-то мере игра. Нет грязи, постоянных склок, интриг. А в фигурном катании обстановка такая, что мужики, бывает, ломаются, не говоря уже о женщинах…" Из того разговора мне запомнилось, как Москвин весьма неодобрительно высказывался о судействе, говорил о своем понимании парного катания, которое, увы, часто расходится с общепринятыми в этом виде спорта правилами. Вот и сейчас, стоило мне достать из сумки диктофон, он с сомнением в голосе спросил: - Думаете, нужно? Ведь ничего хорошего я о современном фигурном катании не скажу. - Почему? - Потому что не вижу творческого продвижения наверх. Слишком сильно все заключены в клетку новых правил. Все, что этими правилами не предписано, просто не оценивается. В парном катании, например, есть ряд важных для меня вещей. Например, расстояние, на котором партнеры в процессе выступления находятся относительно друг друга. Чем оно ближе, тем сложнее и рискованее катание. Это и есть самое трудное. Но об этом сейчас говорится разве что мимоходом. - Какую из известных пар вы бы назвали идеальной применительно к этому аспекту? - Лариса Селезнева - Олег Макаров (двукратные чемпионы Европы и бронзовые призеры Олимпийских игр в Сараево. - п рим. Е.В.), Екатерина Гордеева - Сергей Гриньков. Первые катались у меня, вторые - у Станислава Жука. Мы с ним вдвоем в те годы занимались парным катанием и взгляды имели очень близкие. Сейчас же сложность высасывается из совершенно непонятных мне вещей. Взять, к примеру, подкрутку. Если партнерша во время полета прижимает руки к груди - это одна стоимость. А вот если у нее руки над головой - уже другая, несколько выше. Я спросил на одном из семинаров: а если у партнерши над головой будет одна рука? А второй спортсменка будет, скажем, в носу ковырять? Это ж тоже сложно - на тройном обороте пальцем в нос попасть. - Смеетесь? - Отнюдь. Еще пример приведу. Когда я работал с Ксенией Озеровой и Александром Энбертом, то придумал такой композиционный ход: спортсмены исполняют параллельное вращение, затем на выезде расходятся в разные стороны и делают прыжок навстречу. У тех, кто смотрит со стороны судейской ложи или с трибуны, в этот момент душа замирает. Потому что складывается впечатление, что фигуристы летят друг на друга. Алексей Мишин, когда это у нас на тренировке увидел, очень впечатлился: "Вот это фишка!" - Действительно интересный прием. - Ну так это же не может никаким образом отразиться на оценке. Ни на сложности, ни на чем. И зачем тогда тренеру думать? - Но вы же думаете? - Думаю. И много лет работал именно так. Взять вращения: их смысл заключается в скорости и хорошей центровке. Сейчас придумали, что фигурист должен в процессе вращения менять точку опоры. Зачем? Разве это - суть элемента? Почему тогда не предложить балеринам исполнять фуэте на пятках? Не нужны эти нелепости, понимаете? Не говорю уже о том, что в моем понимании правила - это закон. Который должен быть непреложным хотя бы на протяжении четырехлетнего олимпийского цикла. Его нельзя уточнять каждый сезон. Мы же постоянно вынуждены что-то усложнять или переоценивать. Когда Тамара привезла мне новую редакцию правил и я их прочитал, у меня возникло слишком много вопросов. - Именно поэтому вы перестали тренировать? - Да. - Но по-прежнему помогаете супруге работать с парами? - Официально - нет. Я на пенсии. Раньше большей частью критиковал. Тамара и сама понимает, что какие-то вещи я знаю лучше, чем она. И научить могу лучше. СЕМЕЙНОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ - Когда ваша супруга каталась у вас с Алексеем Мишиным, было легко или тяжело с ней работать? - В лице Мишина я всегда имел союзника. В Тамаре очень сильно развито желание лидерствовать. Поэтому когда она чрезмерно увлекалась какими-то идеями, приходилось объяснять, что она видит происходящее с позиции своей партии, но не воспринимает программу как цельное зрелище. Раньше ведь к каждому элементу относились очень придирчиво - чтобы он со всех сторон выглядел "лицом". Со льда это видно далеко не всегда. Поэтому когда Тамара особенно распалялась по какому-либо поводу, Мишин легонько хлопал ее по плечу и говорил: "Тамарочка, даже если Игорь Борисович будет говорить полную чушь, но мы будем слаженно ее выполнять, то это будет в сто раз лучше, чем размахивать руками, как это делаешь ты, повышать голос и пытаться что-то доказать. Пойдем работать". Предполагали тогда, что пройдет время и супруга станет вашим конкурентом на тренерском поприще? - Я никогда не считал, что мы конкуренты. Тамара всегда занималась парами, я же работал большей частью с одиночниками. - Но ведь был широко известный конфликт между Олегом Макаровым и учеником вашей супруги Олегом Васильевым, из-за чего вы даже серьезно поссорились, насколько мне известно. - Не то чтобы поссорились... Когда мы с Тамарой стали дома обсуждать эту тему, она вполне резонно заметила, что вынуждена поддерживать своего спортсмена. Тем более что Васильев заявил: если Макарова не дисквалифицируют, он подаст в суд. А там не будут разбираться, кто прав, кто виноват с точки зрения фигурного катания. - А кто был виноват? - Васильев. Согласно неписаным правилам нашего вида спорта, приоритет на льду имеет тот, кто катается под музыку. Под музыку катались мои спортсмены, и Макаров сбил Лену Валову. Васильев обругал Олега и ударил по лицу. А тот дал сдачи. Да так, что сломал Васильеву челюсть в двух местах. - У вас не осталось чувства, что тот инцидент поломал вашей паре значительную часть карьеры? - Нет. Ребята просто пропустили весь 1983-й год. - Согласитесь, если бы этого не случилось, вся дальнейшая жизнь могла бы пойти по-другому. - Возможно. А может, и нет. Но жизнь есть жизнь. Значит, надо было не размахивать кулаками, а держать себя в руках, чтобы не допустить подобного варианта развития событий, только и всего. - Вы когда-нибудь ревновали Тамару к ее тренерским успехам? - Нет. Она была гораздо лучше подкована, чем я: знала язык, много общалась с иностранными коллегами, принимала участие во всевозможных семинарах. - Получается, Тамара более честолюбива? - Конечно. Она использует абсолютно все рычаги, чтобы добиться желаемого результата. Столько, сколько она мелькает по телевизору и на страницах глянцевых журналов, не мелькает ни один спортсмен. - А вы когда-нибудь интересовались, зачем это нужно? - Если Тамаре нравится и она считает, что это полезно, - почему нет? Более того, я тоже думаю, что это полезно. Тамара - молодец. Если в чем-то не разбирается, то или очень умело это маскирует, или приглашает себе в помощь профессиональных людей. Поэтому никому даже в голову не приходит, что она может чего-то не знать. - Я давно заметила, что Тамара Николаевна очень прислушивается к мнениям со стороны. - Правда, не к моим. Когда мы жили в Америке и иногда ходили за покупками, то постоянно спорили: мне нравилось одно, ей - другое. Один раз я ее просто надул. Повел в обувной магазин, где мне приглянулась пара, сделанная словно специально под Тамарину ногу. Взял ботинок в руку и стал ругаться на чем свет стоит. Мол, и кожа не та, и колодка, и фасон. В итоге именно эту пару она и купила. Может быть, она внутренне и соглашается с моим мнением, когда речь идет о фигурном катании, но никогда не показывает этого. Любит повторять мне: "Ты смотришь очень узко". В свое время я говорил, например, что хорошо бы в параллельном прыжке поставить фигуристов поближе друг к другу. Но Тамара руководствуется тем, что за большое расстояние между партнерами судьи оценку не снижают. Значит, не стоит тратить на это время. - В чем, на ваш взгляд, самые сильные стороны супруги как тренера? - Организация. Тамара - прирожденный менеджер. И всегда была такой. ЖИЗНЬ ПОД ПАРУСОМ - Вы помните, как Тамара появилась в вашей группе? - Она пришла от Ивана Ивановича Богоявленского. Занималась у него на маленьком каточке, где приходилось самостоятельно заливать лед. А у нас был нормальный большой каток, большая группа, в которой у меня уже катались Юра Овчинников, Игорь Бобрин, другие одиночники. Позже там появился и Алексей Мишин. Тамара тоже начинала как одиночница - четыре раза становилась чемпионкой страны и даже выступала в 1965-м на чемпионате Европы в Москве. Но проблема заключалась в том, что ведущим женским тренером в те годы была Татьяна Гранаткина-Толмачева, которая работала на стадионе Юных пионеров в Москве и вела группу девочек одного возраста. А во главе федерации фигурного катания стоял ее муж - Александр Толмачев. При том что Тамара была не из московской школы, да еще и старше толмачевских девочек на три или четыре года, у нее не было никаких шансов удержаться в сборной. Вот она совершенно правильно и рассудила, что смысла продолжать карьеру одиночницы просто нет. В 1968-м они с Мишиным стали вторыми на чемпионате Европы, а через год завоевали серебро на чемпионате мира. - Каким образом вам удавалось сочетать собственные занятия парусным спортом и работу с фигуристами? - Одно другому не мешало. Летнего льда по тем временам у фигуристов не было, спортсмены в межсезонье занимались греблей, а я - парусом. Пропустил только 1949-й и 50-й годы, потому что как раз тогда в Марьиной роще открыли искуственный каток, и я летом по договоренности приезжал туда кататься со своими ребятами. В 1951-м снова вернулся в парус. У меня в ванной стоит серебряный кубок, в котором зубные щетки лежат, на нем выгравировано: "Победителю Балтийской парусной регаты 1951 года". А я даже не помню, что это были за соревнования. Если же говорить о пике карьеры, то это был 1962-й. Я тогда попал на Золотой кубок - фактически это чемпионат мира яхт-одиночек в классе " финн". В нем принимало участие 150 яхт. Все они не помещались на стартовой линии, приходилось располагаться в три ряда, и, если ты оказывался во втором или третьем, выбраться вперед было уже невозможно. Изначально в тех соревнованиях должен был выступать Валентин Манкин (олимпийский чемпион 1968, 1972 и 1980 гг. - прим. Е.В.). Но что-то у него не сложилось, хотя лодку успели доставить. На ней я и стартовал, поскольку моя не успевала прийти из Германии, где я незадолго до этого стал победителем Балтийской регаты. Пришлось просить парус и мачту у знакомых, кое-что под себя переделывать. Главная проблема заключалась в том, что яхта Манкина была рассчитана на более тяжелый вес спортсмена. В парусном спорте это очень важно. После трех гонок я шел на третьем-четвертом месте, а потом получил два "нуля". Один раз из-за того, что сломал мачту, а вторая гонка просто не удалась - финишировал 30-м. В общем зачете остался 15-м, но по парусным меркам первые пятнадцать мест - призовые. Так что смело могу считать себя призером чемпионата мира. После этого занимался парусом еще долго. Не было необходимости его оставлять. - Занимались, получается, не ради результата? - Меня гораздо больше интересовали другие вещи. Я первым сделал свою мачту не круглой, а сплющенной. Круглая сильно гнется во все стороны. А сплющенная создает определенную жесткость для паруса. Вот я и придумал именно таким образом ее модифицировать. И только через 10 лет знаменитый яхтсмен Йорг Брудер, став бизнесменом, заполонил мир своими мачтами, изготовленными по тому же принципу. Новый покрой паруса я тоже придумал первым. Все тогда смеялись: мол, Игорь Борисович под бюстгальтером ездит. Паруса ведь были треугольными, а я сделал на своем вытачки - по биссектрисам. Сейчас все большие яхты - те, что участвуют в Кубке Америки, например, - имеют паруса, сшитые именно таким образом. - Своей яхты у вас нет? - Я же никогда не был собственником. В те годы, когда выступал, было принято искать рулевых и обеспечивать их судами. Вот и привык, что если мои умения нужны государству, то оно создает мне все условия для выступлений. Поэтому в моем сознании до сих пор существует диссонанс между теми временами и этими. Раньше, помню, едешь в выходные по Приморскому шоссе мимо Лахты - белым-бело все от парусов. Сейчас пусто. Те, у кого яхта есть, используют ее разве что для того, чтобы поставить в трюм ящик пива и покатать девочек. АМЕРИКАНСКОЕ ОДИНОЧЕСТВО Десять лет назад, когда Тамара Николаевна уехала с Еленой Бережной и Антоном Сихарулидзе в США, вы последовали за ней и стали тренировать Юку Кавагути и Александра Маркунцова. В Юко тогда проявлялись задатки незаурядной фигуристки? - Она всегда была очень серьезной девочкой. И очень внимательной. Никогда не рассуждала, прав тренер или нет. С Маркунцовым они уже через два года стали вторыми на юниорском первенстве мира. Выступали за Японию на взрослом чемпионате. К нам с Тамарой Юко пришла с определенными техническими дефектами. Например, один из прыжков - сальхов - она долгое время делала с серьезной ошибкой - только за счет характера. Когда у спортсмена в голове сидит мысль, что элемент должен быть выполнен любой ценой, работать с ним над техникой очень сложно. На переучивание ушло довольно много времени. Тем более с Юко и не занимались особо: тратить время на тех партнеров, которые были после Маркунцова, не было смысла. Хотя четверной выброс она довольно успешно делала на тренировках, когда стала кататься с американцем Дэвином Патриком. - Сейчас вы помогаете Кавагути и Смирнову? - Юко по старой памяти меня о чем-то спрашивает. С последнего сбора вот эсэмэску прислала: "Осталась неделя. Будем постараться, чтобы вас порадовать". - Знаю, вы очень помогали Кавагути адаптироваться в России. - Ее все обхаживали. Тамара нашла квартиру, которую Юко впоследствии купила, помогла с учебой. Я тоже понимал, что кто-то постоянно должен быть рядом. Что, например, напрягало меня в Америке? Непонятность быта. Какие-то счета, кредиты, кредитные карточки... Язык был весьма ограничен - я ведь не учил его никогда. Приходилось делать это по ходу работы. Тамара писала мне на бумажке основные слова - вперед, назад, вправо, влево, какие-то технические термины, предлоги - и я учил их наизусть. Плюс какое-то общение. Первое время после приезда в США мы жили в семье. Тамара много ездила на соревнования с Бережной и Сихарулидзе, и так получилось, что в своей мансарде я чаще оставался один. С хозяйским котом - рыжим, противным, с зелеными глазами. До нашего приезда мансарда была в его распоряжении, и, естественно, он всячески пытался мне показать, кто там хозяин. Демонстративно презирал, прыгал, царапался, хотя потом мы с ним подружились. Вот это отсутствие привычного комфорта и постоянное напряжение совершенно неожиданно обернулись большой проблемой со зрением. В один из дней я отправился на тренировку и вдруг заметил, что машины ведут себя как-то странно: одна едет мне навстречу, другая - под углом к ней. Я закрыл один глаз рукой - вроде все нормально. Убираю руку - опять свистопляска какая-то. Потом все нормализовалось, но от вождения автомобиля пришлось отказаться навсегда: я перестал чувствовать машину. - Выходить на лед в коньках вы перестали по этой же причине? - Нет, значительно раньше. Когда Тамара носила нашу старшую дочку, ноги у нее сильно отекали, и она пользовалась моими коньками. Но их у нее украли. Зачем - непонятно. Старые ведь были. Потом пошла мода на короткие ботинки, к которым моя нога не привыкла. На этом катательная эпопея закончилась. Может, к лучшему. Когда сам не катаешься, взгляд более точный. Не говоря уже о том, что тренер на коньках создает дополнительные неудобства тем, кто на льду. Его ведь надо объезжать постоянно. - Мне как раз казалось, что тренер на льду в какой-то мере играет роль циркового дрессировщика с хлыстом. - Этого не нужно. У тренера должны найтись слова, чтобы объяснить спортсменам, что ты от них хочешь. Это гораздо полезнее. В свое время я много думал о том, почему, например, великие чемпионы не становятся сильными тренерами - по крайней мере в нашем виде спорта так часто получается. - И нашли ответ? - Конечно. Потому что великие чувствуют себя великими. Отталкиваются не от какого-то анализа или законов физики и биомеханики, а от своих собственных ощущений. Стараются передать их ученикам и искренне уверены, что это тот самый прием, который принесет успех. А нужно просто делать все правильно. ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ Когда интервью было закончено и мы с Москвиной отправились из "Юбилейного" в Академию фигурного катания, чтобы продолжить разговор в машине, Тамара вдруг сказала: - Игорь - гораздо лучший тренер, чем я. Признаю это не для красного словца, а потому, что так оно и есть. Он первым привнес в парное катание хореографию - еще в те времена, когда я каталась как одиночница, приглашал на каток хореографа Кировского театра Дмитрия Кузнецова. Для Юры Овчинникова - известного балетного танцовщика Барышникова: Миша приходил к нам в "Юбилейный" и помогал ставить программы. А главное - Игорь сделал то, что не удалось больше никому: сначала подготовил очень большую плеяду тренеров, работая в институте, а потом тренерами стали работать и все его бывшие спортсмены. Не потому, что больше деваться было некуда, а потому, что Игорь потрясающе умел заразить тренерской работой, привить к ней любовь. Благодаря ему я поняла, что заставлять окружающих делать все так, как хочешь ты, в жизни совершенно не главное. Не нужно заставлять мужа застегивать последнюю пуговицу на рубашке и повязывать галстук или надевать пиджак вместо свитера, зная, что из-за этого у него портится настроение. В любом деле, будь то семья или работа, можно рассориться за один миг. И не факт, что потом отношения удастся восстановить. - Вам важно мнение мужа о том, что вы делаете? - Да. - А его, когда он с вами работал, интересовало мнение окружающих? - Думаю, нет. Игорь всегда был очень в себе уверен. И долгое время был для меня ориентиром. Однажды, правда, когда я начала тренировать самостоятельно, как-то заметил по поводу одной из моих задумок: "Не делай этого". Я не послушала, рассудив, что сама уже все знаю. А спустя десять лет пришла к нему и сказала: "Игорь, помнишь, как ты предупреждал меня, что этого делать не нужно? Какая же я дура, что потратила 10 лет на то, чтобы убедиться: ты был прав".

Asha: Санура Юля, спасибо, сейчас почитаю

neznakomka_iz_oseni: Обажаю Тамару Николаевну. Представьте себе - родиться в Ленинграде в 5-й день войны. Блокада началась, когда Т.Н. было 1,5 месяца. Эвакуировали, наверное. Тогда детей старались вывезти. Счас попробую нарыть инфо в инете. Чё-т пока не удалось найти.

Олечка: Тамара Москвина: Никто не готовит нам ковровую дорожку на пьедестал В середине октября в Париже стартует первый этап серии Гран-при по фигурному катанию. С этого года очередность смены стран, которые принимают турниры, изменилась. За Парижем следует Москва, Пекин, японский Нагано, американский Лейк-Плэсид, канадский Китченер. Финал чемпионской серии состоится в Токио в начале декабря. Призеры чемпионата мира-2009 российская пара Юко Кавагути - Александр Смирнов начнут свои выступления в российской столице. О том, как фигуристы готовились к этому сезону, какие программы поставили в олимпийском году, корреспонденту "Времени новостей" Ольге ЕРМОЛИНОЙ рассказала тренер пары Тамара МОСКВИНА. - Тамара Николаевна, как проходил подготовительный этап к этому сезону? - В основном тренировались мы дома, в Питере, если не считать, что летом на несколько месяцев ездили в США. Это можно было назвать сбором, во время которого ребята брали уроки у тренеров-танцоров, чтобы улучшить качество исполнения некоторых элементов, реберность катания и так далее. Больше всего мы были озадачены поисками музыки для новой произвольной программы, поскольку сопровождение в короткой решили оставить прежним. Но и слово "прежнее" не совсем подходит к музыке Сен-Санса, поскольку во второй части программы мы добавили новый фрагмент с голосом Марианны Ласло. Честно говоря, мы не хотели отказываться от хорошей идеи, потому что в принципе из короткой программы с восемью предписанными обязательными элементами тяжело сделать миниатюру. А в нашей программе все сложилось как надо. Да и ребятам очень нравилось ее катать. Наша задача состояла в том, чтобы аккуратно ее обновить и перекроить. Мы поменяли четыре элемента, некоторые перестроения. И, по-моему, сейчас короткая программа выглядит по-новому. Последним штрихом станет новый костюм для Юко. Точнее, еще один вариант костюма. Но возможно, что все оставим как есть. У Саши точно все будет без изменений, потому что его облачение, как нам кажется, попало в точку. Самое главное, что эта программа, которая сделана как хореографическая миниатюра, будет отличать Юко и Сашу от остальных фигуристов, даже тех, кто выберет классическую музыку. Хотя никаких шапкозадирательских настроений, да еще в олимпийский сезон, у нас нет. Все готовятся, все хотят победить. Так что в числе потенциальных конкурентов мы рассматриваем все без исключения пары, которые входят в первую шестерку. - А как решился вопрос с произвольной программой и какую главную цель вы преследовали, делая ее? - В отличие от прошлых сезонов я хотела сделать программу, как сейчас выражаются, в позитивном ключе. Чтобы не было каких-то переживаний, трагедий, выворачивающих наизнанку душу. Моя идея заключалась в том, чтобы во время и после проката у судей и зрителей возникало ощущение легкости, радости и счастья. Для воплощения этого замысла очень подошли вальсы Чайковского и Штрауса. В этом сочетании романтической и воздушной музыки как раз и кроется коллизия программы. А сюжет ее таков. После долгой разлуки встречаются молодые люди, которые начинают перебирать в памяти романтические встречи, свидания. Волна светлых воспоминаний захватывает, накрывает их, заставляет вальсировать, забывая обо всем на свете. И вот когда они оказываются в объятиях друг друга, возникает ощущение счастья, праздника. Фабула программы довольно понятна и проста, но реализовать ее будет сложно. Как бы там ни было, но спортивная программа - это не показательный номер и не шоу, и в ней необходимо сочетать артистизм и выразительность с определенными требованиями в исполнении сложных технических элементов. А это в свою очередь требует высокой концентрации. Так что посмотрим, как ребята справятся с таким планом. - Кто ставил эту программу? - Мы просили Петра Чернышова поставить нам произвольную программу. Но не получилось, и потому мне пришлось напрячь все свои творческие силы, чтобы сделать этот номер. В общем, эта произвольная программа - наш совместный труд, мой, ребят и нашего хореографа Татьяны Дручининой. Не могу не упомянуть Наталью Бестемьянову и Игоря Бобрина, поскольку отчасти замысел был навеян и предыдущей работой с ними. Совместно мы сделали показательный номер на музыку Штрауса. Шутливый номер про влюбленных, где главными героями были парнишка из России и японская девушка. Номер очень понравился зрителям, и ребята вжились в эти образы. Словом, в итоге мы попытались все эти находки и интересные моменты как-то объединить. И по первым откликам, получилось довольно удачно. - Вопрос, который вам задают уже не первый сезон: будут ли ваши спортсмены исполнять в произвольной программе четверной выброс? - Надо ли рисковать в год Олимпиады? Но я же не подписываю ребят дать ответ сейчас. То, надо ли исполнять этот сложный элемент или разумнее отказаться от него, можно решить непосредственно перед стартом, при выходе на разминку. Так что у нас есть время все обдумать и проанализировать. - В олимпийский сезон вернулись многие титулованные фигуристы, в том числе и призеры Игр китайцы Ксю Шень - Хонгбо Чжао. Как вы к этому относитесь? - Нормально. Мы живем в мире, где многое меняется. В жизни, в политике, в бизнесе, не говоря о человеческих характерах. Изменилась ситуация, появились иные желания, планы. Взять тех же китайцев, ведь они еще ни разу не побеждали на Олимпиаде. Так почему бы не побороться за олимпийское "золото". Чем не мотивация? Четыре прошедших года китайцы выступали в шоу, приобрели лоск, стали более артистичными. И это дает им уверенность, что они справятся со всеми трудностями. Что ж тут такого? Это их право. Никто же не готовит нам ковровую дорожку, чтобы мы взошли на пьедестал. Спорт - это борьба. Так что, повторяю, шапкозадирательские настроения надо сразу отметать. источник

Asha: классная статья, спасибо

Яzz: Олечка спасибо

Санура: В связи переездом на новую платформу фото выкладываем тут!



полная версия страницы